О начале создания

Категория: Основы вероучения Просмотров: 6062

Аллаh – Создатель всего, что вошло в бытие. Всевышний создал всю вселенную: верхнюю и нижнюю, Аль-‘Арш и Аль-Курсий, Небеса и земли и все, что в них и между ними.

Создатель Вечен и не имеет начала Своего Существования. Он был до того, как появилось что-либо из этого мира – будь-то осязаемые тела (например, Аль-‘Арш, солнце, луна, человек) или неосязаемые (свет, темнота, душа). И Создатель не подобен Своим созданиям. Как и сказано об этом в Священном Кур`ане (Сура «Аш-Шура», Аят 11):

﴿لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ﴾

Это означает: «Нет ничего подобного Ему [Аллаhу]».

То есть, Аллаһ не является телом – ни осязаемым, ни неосязаемым и не имеет образа. Ему не присуще ни одно из качеств созданных, например, такие, как движение, покой, переход из одного состояния в другое, нахождение в каком-либо месте, направлении, а также сидение или утверждение где-либо. Имам Ахмад ибн Ханбаль, Имам Зун-Нун Аль-Мисрий, Имам Аш-Шафи‘ий и другие великие исламские ученые говорили: «На все, что ты можешь себе представить, Аллаһ не похож».

Все созданное имеет начало существования, которое дано Богом. Он создал все по Своему Могуществу, даровав бытие после небытия. Аллаһ Всевышний сказал в Кур`ане (Сура «Аз-Зумар», Аят 62):

﴿اللهُ خَالِقُ كُلِّ شَىْءٍ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَىْءٍ وَكِيلٌ﴾

Это означает: «Аллаһ – Создатель всего, и все происходит по Его Воле. Он Всемогущ».

Аллаһ Всевышний сказал (Сура «Аль-Фуркан», Аят 2):

﴿وَخَلَقَ كُلَّ شَىْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا﴾

Это означает: «Аллаһ создал все. Все появилось в бытие по Его Вечной Воле и Предопределению, по Его Могуществу и Вечному Знанию».

А также сказано в Священном Писании (Сура «Аль-Ан‘ам», Аят 1):

﴿الْحَمْدُ للهِ الَّذِي خَلَقَ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضَ وَجَعَلَ الظُّلُمَاتِ وَالنُّورَ﴾

Это означает: «Хвала Аллаhу, Который создал Небеса и земли, а также тьму и свет».

То есть и свет, и тьма не существовали вечно – они тоже созданы. И мы обязательно должны верить, что когда-то не существовало ни света, ни тьмы, хотя человек и не может себе этого представить. Разум человека не в силе представить даже некоторые создания Бога, и уж тем более он не в состоянии представить Создателя всего этого, так как это абсурд!

Первое создание Аллаһа – это вода, и она является основой для всего остального. Первое создание появилось из ничего по Всемогуществу Аллаһа, а не из первичной материи, как неверно полагают лжеученые. Доказательством того, что вода была первым созданием Аллаһа и основой для всего созданного, является изречение Пророка Мухаммада, мир Ему:

كل شىء خلق من الماء

Это означает: «Все создано из воды». Этот Хадис передали Ибн Хиббан и Ибн Маджаһ от Абу hурайры.

А также Ибн Хиббан передал от Абу hурайры, который спрашивал Пророка Мухаммада, мир Ему: «О, Посланник Аллаhа! Когда я тебя вижу, мне становится радостно и спокойно на душе. Расскажи мне обо всем созданном». Пророк, мир Ему,  ответил:

إن الله تعالى خلق كل شىء من الماء

Это означает: «Воистину, Аллаh Всевышний создал все из воды». В другой же передаче сказано:

كل شىء خلق من الماء

Это означает: «Все создано из воды».

Также передал имам Ас-Суддий, ссылаясь на различные цепочки передач, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

إن الله لم يخلق شيئا مما خلق قبل الماء

Это означает: «Аллаһ ничего не создавал до того, как создал воду».

Таким образом, становится ясно, что вода была первым созданием и основой всего созданного.

Второе создание после воды – это Аль-‘Арш, который является самым большим телом во Вселенной. Затем было создано Великое Перо (Аль-Калям Аль-А‘ля), а после него – Доска Судеб (Аль-Ляух Аль-Махфуз). Итак, первыми созданиями были: вода, затем – Аль-‘Арш, затем – Великое Перо, и после этого – Доска Судеб. Доказательством тому является Хадис, который передали Аль-Бухарий, Ибн Аль-Джаруд, а также Аль-Байhакый от ‘Имрана ибн Хусайна:

«Однажды к Посланнику Аллаhа, мир Ему, приехали люди из Йемена и спросили: «О, Посланник Аллаhа! Мы пришли, чтобы больше узнать о нашей Вере. Расскажи нам о начале создания». Пророк Мухаммад, мир Ему, ответил:

كان الله ولم يكن شىء غيره ، وكان عرشه على الماء وكتب في الذكر كل شىء ،

ثم خلق السموات والأرض

Это означает: «Аллаh существовал вечно, и ничего не было кроме Него. Аллаһ создал Аль-‘Арш над водой (то есть, первое создание – вода), затем на Доске Судеб было записано все, что произойдет до Конца Света. А после этого Аллаh создал Небеса и земли».

Аль-Байhакый также передал от Абу Му‘ауия, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

كان الله قبل كل شىء

Это означает: «Аллаh существовал вечно до создания всего».

Когда люди из Йемена спросили Пророка о начале создания, то Он в начале рассказал им о более важном, а именно то, что только Аллаһ Вечен без начала. А уже после этого Он сообщил им о том, о чем они просили, – как началось создание всего, так как знания о Боге важнее всех других знаний. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

كان الله ولم يكن شىء غيره

Это означает: «Аллаh существовал вечно, и ничего не было кроме Него».

Так Пророк, мир Ему, объяснил, что только Аллаһ Вечен без начала, и нет у Него никакого соучастника в этом, а все остальное имеет начало. А иначе был бы абсурд! Ведь если бы у Него был соучастник, Ему не была бы присуща божественность.

Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Сура «Аль-Хадид» Аят 3):

﴿هُوَ الأَوَّلُ وَالآخِرُ وَالظَّاهِرُ وَالْبَاطِنُ وَهُوَ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلِيمٌ﴾

Это означает: «Аллаһ – Вечный без начала и Вечный без конца. Он – Аз-Заhир [1], Аль-Батын [2], и Он знает о каждой вещи [3]». В этом Аяте содержится объяснение того, что Аллаһ Вечен, и Вечность без начала присуща только Ему. Из этого мы понимаем, что весь мир создан.

Те, кто утверждал, что вселенная существовала вечно без начала - они не уверовали в Создателя. А также заблуждались те, кто считал, что этот мир вечен по своему виду, а конкретные единицы, составляющие его, созданы, а также утверждавшие, что и материя, и отдельные единицы этого мира вечны без начала. Великий ученый, мухаддис, Имам Бадруддин Аз-Заркаший передал в своей книге «Ташнифуль-Масами‘» [4] единогласное заключение всех мусульманских ученых по поводу этих двух заблудших групп. В ней он объяснил их заблуждения, после чего написал:

وضللهم المسلمون وكفروهم

Это означает, что мусульмане единодушно назвали их заблудшими и неверующими.

А также единогласное заключение ученых Ислама о том, что такие люди находятся в неверии, передали: великий теолог Ислама, ученый-языковед, Хафиз Такыюддин Ас-Субкий Аш-Шафи‘ий, великий ученый Аль-Кадый ‘Ияд Аль-Маликий, а также ученый Хафиз Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляний [5] и другие.

Сказано в Хадисе Пророка Мухаммада, мир Ему, который передали имамы Ахмад и Ат-Тирмизий от ‘Убада ибн Ас-Самит:

أول ما خلق الله القلم ، ثم قال اكتب فجرى بما هو كائن الى يوم القيامة

Это означает: «Великое Перо – одно из первых созданий Аллаhа. Ему было повелено писать, и оно записало на Доске Судеб все, что произойдет до Конца Света».

В этом Хадисе дословно сказано, что Великое Перо (Аль-Калям) – первое создание Аллаһа, но следует понимать, что это – первое создание по сравнению с остальными, кроме воды и Аль-‘Арша, которые уже к тому времени были созданы. То есть, имеется в виду, что Великое Перо было создано раньше таких созданий, как Доска Судеб, а также Небес, земли и всех остальных, но оно не является абсолютно первым созданием Аллаһа, так как появилось уже после воды и Аль-‘Арша. В следующем Хадисе также находим подтверждение этому. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

كتب الله مقادير الخلائق قبل أن يخلق السموات والأرض بخمسين ألف سنة، وعرشه على الماء

Это означает: «За 50 тысяч лет до создания Небес и земель, по Воле Аллаhа, на Доске Судеб было записано все, что будет до Конца Света. И Аль-‘Арш был над водой». Хадис передал имам Муслим.

Из этого Хадиса следует, что все было записано на Доске Судеб уже после создания Аль-‘Арша над водой. Таким образом, подтверждается, что вода и Аль-‘Арш были созданы до Великого Пера, которое записало все на Доске Судеб. 

После упомянутых выше достоверных изречений Пророка Мухаммада, мир Ему, очевидна ложь тех, кто утверждает, что первое создание Аллаһа – это свет Пророка Мухаммада. При этом они ссылаются на ложный, так называемый «хадис-Джабир», где сказано следующее: «Первое создание Аллаһа – это свет твоего Пророка, о, Джабир! Аллаh создал его из Своего света до того, как  создал что-либо другое». На самом деле, эти слова не принадлежат Пророку Мухаммаду, мир Ему, а ложно приписываются Ему («хадис-мауду‘»), как и сказал об этом Хафиз Ас-Суютый. На самом деле, понятно, что это не речь Пророка, так как эти слова противоречат Кур`ану, а также достоверным Хадисам Пророка Мухаммада, мир Ему. И не правда, что об этом передано в книге ученого ‘Абдур-Раззака Ас-Сан‘аний, так как он написал в своей книге «Тафсир» о том, что первым созданием Аллаһа была вода. 

Что же касается такого Хадиса: «Первое создание Аллаһа – это разум», то его достоверность не подтверждена, как передал Аль-Хафиз Аль-‘Иракый и другие.

Таким образом, мы привели исчерпывающие доказательства того, что первое создание Аллаhа – это вода, после которой были созданы Аль-‘Арш, Великое Перо, а затем – Доска Судеб. Пусть Аллаh дарует нам еще больше знаний по религии Ислам, а также сохранность от неверия и ложных убеждений! Амин!

 

[1]Аз-Заһир – Имя Аллаһа, означающее: не имеющий никакого недостатка Всемогущий Бог, доказательством существования Которого является вся Вселенная.

[2]Аль-Батын – Имя Аллаһа, означающее: Тот, Сущность Которого не постижима разумом; Тот, Которого невозможно достичь ни в мыслях, ни в иллюзиях.

[3] - В данном Аяте упомянуто Имя Аллаһа Аль-Аууаль, Которое  означает: Вечный без начала. Говоря о созданных «аль-аууаль» – это значит «первый». Однако в речи об Аллаһе ни в коем случае недопустимо говорить «первый».  

[4] - Книга имама Аз-Заркаший «Ташнифуль-Масами‘» является разъяснением для другой книги – «Джам‘у Аль-Джауами‘».

[5] - Ученый Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляний написал толкование сборника Хадисов «Сахих» имама Аль-Бухарий.