Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - ИГИЛ: у каждого зла есть корни

ИГИЛ: у каждого зла есть корни

На сегодняшний день проблема распространения экстремизма стремительно усугубляется и перерастает в настоящую угрозу для общественного спокойствия не только отдельно взятых стран, но и всего мира в целом. И данный факт говорит об острой необходимости объединить усилия в противостоянии этому страшному злу под названием экстремизм.

А чтобы понять, какие методы в борьбе с этим недугом будут действительно эффективны, в первую очередь необходимо проанализировать его корни. Ведь для борьбы с любой болезнью нужно, прежде всего, установить причины ее возникновения. И в данной статье я хотел бы раскрыть именно эту тему: что стало предпосылками для появления, и каковы факторы, повлиявшие на формирование наиболее опасных радикальных группировок, таких как ИГИЛ [1] и им подобных.

В качестве предыстории коротко расскажу о биографии одной личности, последствия деятельности и горькие плоды идеологии которого мы пожинаем и по сей день. Этот человек родился в 1236 году в городе Харран (Сирия), в период 1306–1312 гг. проживал в Египте. Он написал множество книг, и хоть знал наизусть большое количество изречений Пророка Мухаммада, мир Ему, но Бог не даровал ему достаточно ума для правильного понимания этих изречений (такую характеристику о нем дал Аль-Хафыз Аль-‘Иракый). Некоторые авторитетные мусульманские теологи высказывались о нем как о корне зла и разрушений. Имя этого лжеученого – Ахмад Ибн Таймия.

Нам известно о более чем восьмидесяти ученых, которые предупреждали мусульман о заблуждениях Ахмада Ибн Таймии, многие из них в качестве опровержения его ошибок написали целые книги. Один из этих ученых - Аль-Хафиз Абу Зур‘а Аль-‘Иракый - сообщил о том, что Ибн Таймия противоречил иджма‘[2] теологов Ислама более чем по шестидесяти вопросам.

Ахмад Ибн Таймия был осужден мусульманскими учеными и судьями несколько раз и заключен в тюрьму. Попадая в тюрьму ему удавалось убедить окружающих в том, что он покаялся и его отпускали на волю. Но всякий раз, оказываясь на свободе, он вновь и вновь возвращался к своим ложным убеждениям. В 1313 году Ибн Таймия вернулся в Дамаск и некоторое время преподавал в медресе. Но, придерживаясь и стараясь распространить свои взгляды – был снова осужден и заключен в тюрьму.

Верховные судьи четырех мазhабов (Исламских правовых школ) вынесли единодушную оценку пагубной деятельности Ибн Таймии, а король Мухаммад Ибн Калявун издал указ, предупреждающий о неверности взглядов этого лжеученого. Королевский указ был распространен в Египте и странах Шама (Сирия, Ливан, Палестина, Иордания). Умер Ибн Таймия в тюрьме, находящейся в дамасской цитадели Аль-Кал‘а в 1328 году.

Некоторые примеры явно противоречащих Исламу заблуждений которые в свое время распространял Ахмад Ибн Таймия, это отрицание того, что нововведения (бид‘а) бывают разных видов (в том числе и благие). На основании этих заключений современные ваххабиты, называют заблуждением все, что не подходит под их идеологию.

А также Ахмад ибн Таймия отрицал существование святых. Он запрещал совершать путешествие с целью посещения могилы Пророка Мухаммада, мир Ему, и в своих книгах утверждал, что такое путешествие якобы считается греховным, а Намазы во время этого путешествия, якобы запрещено сокращать и совмещать. И многое другое. Из наиболее опасных воззрений Ибн Таймии – убежденность в том, что всякий несогласный с его взглядами является заблудшим и неверующим. А имущество и кровь таких людей, по мнению Ахмада ибн Таймии, становится халяль (дозволенными). Иными словами, всех людей, не разделяющих его мнение, он обвинил в неверии, и считал богоугодным делом уничтожать их любым путем и разрешал присваивать их имущество.

После смерти Ибн Таймии за распространение его взглядов взялся его ученик - Ибн Аль-Каййим Аль-Джаузия. Но мусульмане активно противостояли заблуждениям этих двух деятелей, в результате чего лжеучение Ибн Таймии со временем было практически предано забвению. До тех пор пока не появился Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаhhаб - основатель секты ваххабизм, существующей и в наши дни.

Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаhhаб возобновил ложное учение Ибн Таймии, не только переняв все его заблуждения, но и добавив некоторые новые.  Например, Ибн Таймия не отрицал дозволенность обращения к Аллаhу через Пророков, мир Им, а напротив, одобрял это деяние.  Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаhhаб высказался иначе и, противореча религии Ислам, объявил это запрещенным. Остальные же его взгляды в целом совпадают с заблуждениями Ибн Таймии. В том числе Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаhhаб перенял и принцип «убей несогласного», в соответствии с которым каждый человек, не поддерживающий его идеологию, считается смертным врагом, пролитие крови которого якобы является богоугодным деянием.

Поэтому сегодня мы так часто наблюдаем страшные кадры, демонстрирующие, как сектанты могут запросто в один день отрезать головы у четырехсот человек, а затем еще учить своих детей играть с отрезанной человеческой головой, словно с футбольным мячом. Мы видим, как подверженные сектантской идеологии боевики могут достать сердце из груди человека и жевать его, или сжечь человека заживо. Эти люди готовы жестоким образом убивать всех подряд, независимо от их религии, и мусульман, и христиан, и приверженцев иных конфессий. Ведь эти сектанты следуют лишь одному призыву - уничтожать каждого, кто не придерживается учения Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаhhаба, которого они в свою очередь считают величайшим ученым.

Хотелось бы упомянуть и о ныне живущих экстремистских идеологах. Интернет заполнен видеороликами с выступлениями таких деятелей как Мухаммад Аль-‘Арифи, ‘Аид аль-Карний, Юсуф Аль-Кардавий, Мухаммад Хассан, Абу Исхак Аль-Хувейни и им подобных. Эти люди в течение нескольких лет проповедовали сектантские убеждения, активно набирая сторонников, подготавливая таким образом, основу для дальнейшей экстремистской деятельности. Огромное количество их выступлений, книг и статей уже переведены на русский язык, и к сожалению широко распространяются среди молодежи нашей страны. Становится очевидным, что происходит не что иное как «обработка» мусульманской молодежи, в результате которой идеологи ваххабизма обретают последователей в разных уголках мира, и Россия не исключение. И та разрушительная сила, набирающая обороты в Ираке и Сирии, вполне может дойти и до нас, в случае, если мы не предпримем серьезные меры по искоренению этого зла.

Если проанализировать ситуацию до и после цветных революций, в том числе это касается и так называемой «арабской весны», то можно обратить внимание на следующий факт. До начала так называемой «арабской весны», как и во время нее, упомянутые выше деятели призывали молодежь ехать в Сирию и Ливию с целью вооруженной борьбы против режима, с целью свержения правительства этих государств, называя это «джиhадом». В частности об этом открыто говорили Юсуф Аль-Кардавий и Мухаммад Аль-‘Арифи, призывая к ведению военных действий и терроризму в Сирии, Египте и Ливии. А это в свою очередь указывает на то, что стороны заинтересованные в этих политических событиях, используют сектантов для достижения своих целей.

Нужно признать, что сложившаяся ситуация достаточно серьезная и опасная, и требует оперативного принятия необходимых мер. Ведь если сектантские организации получат доступ к мусульманской молодежи России, то можно ожидать худшего, особенно в том случае, если кто-то пожелает использовать эту разрушительную силу для дестабилизации обстановки в нашей Федерации. В связи с этим, хочу предложить некоторые пути решения проблемы.

Как упоминалось выше, все эти радикальные структуры, такие как ИГИЛ, Алькаида, Джабхат Ан-нусра и т.п. в своей идеологии следуют за убеждениями Ахмада Ибн Таймии, называя его великим ученым, достойным по их мнению почетного статуса «Шейхуль-Ислам», хотя, как говорилось выше, его воззрения не имеют никакого отношения к религии Ислам и в корне ей противоречат. Из его учения произрастает то зло, распространившееся при помощи его учеников и последователей, и сквозь века дошедшее до нас. Поэтому первостепенным шагом в борьбе с террористами, приписывающими себя к Исламу, должно быть официальное признание Ибн Таймии экстремистским идеологом, а также запрет на его книги (что уже происходит во многих мусульманских странах). Необходимо запретить и прочую литературу, авторы которой опираются на лжеучение Ибн Таймии, в особенности его ученика Ибн Аль-Каййима и основателя ваххабизма Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаhhаба (в России его книги распространяются под именем Сулейман ат-Тамими). Наиболее эффективный шаг в борьбе с экстремизмом – устранение источников его распространения, в то время как нейтрализация каких-то конкретных групп боевиков еще не означает, что проблема решена. Ведь сектантские проповедники продолжат готовить своих последователей среди молодежи, прививая им экстремистские убеждения, и эта молодежь рано или поздно пойдет на воплощение внушенных им идей. Также необходимо запретить всяческое сотрудничество с такими современными деятелями, как Юсуф Аль-Кардавий, чьи заместители и соратники уже ездят по России и, к большому сожалению, имеют доступ к широкой аудитории. Я бы это назвал идеологической обработкой и поэтому в первую очередь необходимо вынести запрет на деятельность этих идеологов.  

Важно не поддаваться на всяческие уловки сектантов. Многие деятели, поддерживающие идеологию ваххабизма (например, Юсуф Аль-Кардавий, Аль-‘Арифи, Мухаммад Хасан), прежде выступали с явными призывами к кровопролитию, которое они называют «джиhадом», но после образования ИГИЛ резко сменили свою тактику, и стали заявлять о том, что они против ИГИЛ. То есть, добившись определенного успеха на своем пути, они пытаются показать, словно это не было в их интересах. Это - не что иное, как попытка скрыть свои убеждения, мимикрировать, и это является характерной моделью поведения сектантов. В тех регионах, где они имеют возможность свободно распространять свои призывы и выступать публично, они занимаются этим. Там, где могут открывать организации, собирать молодежь, подготавливая их к дальнейшей террористической деятельности, они так и поступают. В тех странах где за ними следят, они свою деятельность осуществляют скрытно, и больше всех говорят о том, что они против экстремизма, это напоминает вора на рынке, который первым кричит – держи вора, дабы отвести внимание от себя.  А в местах, где они получили больше возможностей для своих действий, как например, в Ираке и Сирии, они идут уже на самые крайние меры. Таким образом, они выбирают пути достижения своих целей, исходя из положения в той стране, где они действуют. Это, в очередной раз подтверждает, что не каждый, кто заявляет, что он против экстремизма, на самом деле стоит на такой позиции (как мы наблюдаем в Крыму, многие на публике заявляя, что они против экстремизма, на деле сотрудничают с идеологами опасных течений, помогая им распространять свою ересь). Но, в любом случае, нам очевиден факт: чем жестче будет отношение к приверженцам идеологии ваххабизма и им подобным, тем меньше негативных последствий от них может исходить.

Также необходимо применять профилактические меры, работая с молодежью, путем проведения культурно-образовательных мероприятий, чтобы не допустить попадания еще большего числа людей под влияние сектантов. Необходимо предоставить возможность грамотным в вопросах религии мусульманским деятелям выступать на телевидении, а также распространять через интернет и другие СМИ истинное учение Ислама, предостерегая население от экстремизма. Подобная работа должна проводиться и в мечетях, молельных домах и религиозных центрах. Таврический Муфтият готов предоставить свою помощь в этом важном деле и прилагать все возможные усилия для ограждения и защиты нашего общества от зла экстремизма.

Если в кратчайшие сроки не будут предприняты существенные меры, то стоит опасаться, что бедствие, уже обрушившееся на некоторые мусульманские страны, в очень недалеком будущем может затронуть и сопредельные земли и живущие на них народы. На первый взгляд, кажется, что сегодняшний очаг терроризма далеко от нас. Но он ближе, чем кажется многим и рано или поздно сдвинется в нашу сторону. Тем более, если свои усилия приложат люди, заинтересованные в таком повороте событий, а поддержка «изнутри» найдется за счет развернувшейся пропаганды экстремистских идеологий, то в этом случае, уже будет гораздо сложнее что-либо предпринять.

Прошу Аллаhа даровать нам всем мудрость и успех на пути к решению этой серьезной проблемы.

В этой статье я попытался коротко описать взаимосвязь развивающихся событий и указать на корни происходящего зла. В последующих материалах я постараюсь более подробно раскрыть эту тему.

Да сохранит нас Аллаh от заблуждений и вреда угнетателей. Амин!

 

[1] ИГИЛ (по-арабски: « داعش» («ДА’ИШ»)) – аббревиатура самоназвания псевдоисламской террористической организации «Исламское государство в Ираке и Леванте» (по-арабски: « الدولة الإسلامية في العراق والشام» - «Ад-Давляту-ль-Ислямийяти филь-‘Ираки уаш-Шам»). Эту группировку составляют в основном приверженцы двух псевдоисламских сект – ваххабизма и секты членов организаций, носящих названия «Братья-мусульмане» («Аль-Ихвану-ль-муслимун») и «Исламское общество» («Аль-Джама’ат аль-Ислямийя»). (НАПОМИНАЕМ, ЧТО ЭТО ГРУППИРОВКИ, НЕ ИМЕЮЩИЕ С ИСЛАМОМ НИЧЕГО ОБЩЕГО!)

[2] Иджма’ - это единогласное постановление мусульманских ученых по конкретному вопросу религии

Муфтий ЦДУМ-Таврического муфтията

Шейх Руслан Саитвалиев